Российские производители дорожно-строительной и коммунальной техники намерены защитить внутренний рынок

 
В работе заседания приняли участие директор Департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга России Тимур Микая, курирующий производство строительно-дорожной и коммунальной  техники, а также руководители основных российских компаний-производителей данного вида продукции и ведущие эксперты отрасли.
 
Заместитель Председателя профильного Комитета Союза, исполнительный директор ОАО «ЧЕТРА – Промышленные машины» Виктор Четвериков дал развёрнутую оценку сложной ситуации, сложившейся в сегменте строительно-дорожного и коммунального машиностроения, характеризующуюся острой конкуренцией в связи с увеличением присутствия импортной техники на внутреннем рынке при его общем падении.
По мнению эксперта, Россия в настоящее время, по сути, «кормит» китайское машиностроение: падение в 2012г. отечественного производства для нужд внутреннего рынка составило минус 6% к 2011 г. в денежном выражении, тогда как импорт строительно-дорожной техники вырос на 67% к 2011г. в денежном выражении, прежде всего за счет поставок из Китая. При этом экспансия китайских производителей осуществляется, зачастую с использованием элементов ценового демпинга и других инструментов недобросовестной конкуренции. Кроме того, Виктор Четвериков считает также актуальными выработку и реализацию мер по снижению параметров износа строительно-дорожной техники до уровня менее 30% (сегодня в отдельных компаниях он достигает 70%).
 
Коллегу поддержал Председатель Правления СРО «Спецавтопром», Генеральный Директор «РМ-Терекс», член Бюро ЦС Союза машиностроителей России Александр Филатов. Он отметил необходимость консолидации усилий, в том числе имеющихся ресурсов обеих общественных организаций (СРО и Комитета), по защите интересов российских производителей строительно-дорожной и коммунальной техники. Александр Филатов предложил включить в резолюцию заседания подготовленные СРО «Спецавтопром» 18 предложений по повышению эффективной конкуренции в РФ, стимулированию экспорта продукции, другим возможным мерам поддержки отечественных производителей, гармонизированным с требованиями ВТО.
 
Заместитель председателя профильного Комитета Союза, вице-президент «Концерна «Тракторные заводы» Наталия Партасова в своем выступлении подчеркнула, что в настоящее время государственная поддержка, оказываемая российским предприятиям, выпускающим строительно-дорожную технику, недостаточна для повышения конкурентоспособности национального продукта на внутреннем и мировом рынках и инновационного развития данного сегмента машиностроительного комплекса России.
Машиностроителями к настоящему моменту уже сделано немало: решением ЕЭК повышены ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды строительно-дорожной техники по 3 кодам ТН ВЭД, в отношении еще одной - «трубоукладчиков прочих» - работа продолжается. Подготовлены и направлены в профильные органы власти и общественные структуры предложения по расширению «Перечня чувствительных товаров», о введении жестких технических и экологических требований для импортируемой на территорию России техники, о необходимости расширения действия порядка субсидирования производителей техники по кредитам, полученным на техническое перевооружение, о пролонгации механизма закупок лесопожарной техники для государственных нужд у единственного поставщика и т.д. 
Несмотря на достигнутые успехи, необходимо формирование комплексной системы новых взаимодополняющих механизмов: защитных мер таможенно-тарифного регулирования, участия государственных и финансовых институтов в поддержке экспортных поставок российской техники, стимулирования спроса и техперевооружения, реализации НИОКР. Именно по этим направлениям поддержка государствами собственных производителей осуществляется в мировой практике, как на внутренних рынках, так и за рубежом.
В завершение Наталия Партасова предложила создать совместную рабочую группу по развитию строительно-дорожного и коммунального машиностроения, которая могла бы стать действенным органом формирования единой политики Комитета, СРО «СПЕЦАВТОПРОМ» и профильных экспертов рынка.
 
Вице-президент СРО «Спецавтопром» Юрий Шемчишин рассказал участникам заседания о возможных направлениях совместной работы по формированию в Российской Федерации комплексной системы утилизации самоходных сельскохозяйственных машин, строительной и дорожной техники, в частности, по проведению аналитических исследований при подготовке технико-экономического обоснования механизма, который обеспечит утилизацию техники и стимулирование спроса.
 
            Директор Департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга России Тимур Микая прокомментировал возможность участия государства в мероприятиях по защите в условиях либерализации рынка интересов национальных производителей строительно-дорожной и коммунальной техники. В частности, он отметил, что органы власти готовы к диалогу, но для наиболее эффективного принятия решений о возможных мерах поддержки необходимо глубокое и всестороннее изучение проблемного поля с анализом возможных экономических последствий предлагаемого решения. Без такого предварительного подготовительного процесса внесение изменений в действующие нормативно-правовую и законодательную базы, их гармонизация с требованиями Всемирной торговой организации, в рамках инициативы, заявленной производителями, будут весьма затруднительны.
 
Резюмируя обсуждение ситуации в дорожно-строительном и коммунальном машиностроении, состоявшийся поиск путей развития данного сегмента, председатель профильного Комитета Союза, президент машиностроительно-индустриальной группы «Концерн «Тракторные заводы» Михаил Болотин отметил, что необходимы тщательное изучение мирового опыта и участие государства в развитии национального машиностроительного комплекса для его дальнейшего использования во благо России. Все поступившие от участников заседания предложения по решению задач, стоящих перед машиностроителями, - по мнению М.Г.Болотина, - заслуживают внимания и серьёзного рассмотрения. Особую значимость представляют меры господдержки по возврату средств на модернизацию, НИОКР и стимулированию отечественного производителя. Главная задача сегодня - не просто приумножить существующий национальный производственно-конструкторский потенциал, а интегрировать его во всемирную систему в качестве ведущего игрока.
Председатель Комитета поддержал инициативу по формированию рабочей группы, которая станет действенной площадкой по обсуждению обществом, властью и бизнесом стратегических тенденций и трендов развития рынка.
 
Принятые решения:
 
Утвердить состав рабочей группы по дорожно-строительной технике при Комитете при Бюро ЦС Союза машиностроителей России.